На повечериях первой седмицы Великого поста в храмах Православной Церкви поется Великий покаянный канон преподобного Андрея архиепископа Критского. Этим умилительным богослужебным гимном задается исходный тон, определяющий трудную великопостную мелодию, своего рода покаянный плач, который открывает всю бездну и необъятную боль от греха, потрясающего душу отчаянием, но в то же время рождающий раскаяние и надежду на милость Божью.
Состоит Великий канон из 250 тропарей, но зовется Великим не по большому числу стихов, а по силе покаяния, по высоте мыслей. В каноне представлена панорама истории греха человечества и человеческой праведности, отвержения Господа и поиска встречи с Ним. Начинается канон глубоким личностным воплем: «Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?». Один за другим раскрываются грехи, показывается история первого грехопадения, как личная история каждого человека. Герои Ветхого и Нового Заветов, описанные в каноне, представляются как образцы праведной жизни, а порой являются примерами горького падения, побуждая нас к строгому трезвению. В каноне есть не только образы из Священного Писания, в нем и увещевания к Христолюбивой душе, и молитва, и размышления. Великий канон опирается на крепкий святоотеческий фундамент. В нем можно узнать цитаты Мелитона Сардского, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Ефрема Сирина. Святитель Андрей сумел выразить в поэтической форме вселенский святоотеческий опыт покаяния, совлечения мертвого, обветшалого человека и приобщения праведности нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа.
Покаяние Святого Андрея глубочайшее и искреннее. Красной нитью через весь канон проходит главная мысль: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». В околоцерковных кругах бытует мнение, что святитель пережил все те грехопадения, о которых говорит в каноне, иначе как бы смог рассказывать о них с такой убедительной силой. Но это мнение ложное, и об этом свидетельствует его житие. Малые пятна на совести святого видятся ему ужасными, отвратительными; чем ближе человек к Божественной благодати, тем больше видит и понимает тяжесть своих грехов.
Святитель Андрей Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. До семи лет он не произнес ни слова и считался немым, в семь лет будущий святитель причастился Святых Христовых Таин и начал говорить. После такого чуда родители отдали его изучать премудрость священных божественных книг.
В четырнадцать лет родители привели святого Андрея в Иерусалим в монастырь Братства Гроба Господня для служения Господу. После пострига в монашество святой был секретарем Иерусалимской епархии. Андрей вел добродетельную жизнь, подвизался в воздержании, кротости, целомудрии. Во время заседания Шестого Вселенского Собора святого Андрея отправили в Константинополь, чтобы засвидетельствовать полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви. После Собора Андрей остался в Константинополе, так как стал известен своими глубокими знаниями догматов Церкви и своей премудростью. Именно в Константинополе он начинает слагать дивные песнопения.
Святой Андрей двадцать лет служил в диаконском сане, затем был рукоположен во пресвитеры, позже в епископы. Будущего святителя направляют на остров Крит, где святой Андрей обустраивает богослужебную жизнь, возводит множество храмов, сиротских домов и домов престарелых.
Преподобный Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны на греческом языке, так же святитель составлял проповеди на Господские и Богородичные праздники. До нашего времени дошло множество канонов и хвалебных гимнов. Помимо Великого покаянного канона святителю принадлежит авторство на каноны, посвящённые главным византийским церковным праздникам, большинство из которых включено в современные богослужебные книги: каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие святой Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам апостола Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, великомученика Георгия, мученика Кодрата, святителя Игнатия Богоносца, святой Фёклы, святителя Николая, святого Патапия, а также каноны, трипеснецы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди.
В храме св. равноап. кн. Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова за вечерними богослужениями Первой седмицы Великого поста среди прихожан молились воспитанники 5, 7, 9 и10-х классов корпуса. Конечно, несение великопостного подвига в полной мере для кадетов трудноисполнимо, но свое намерение совершить пост духовный ребята уже засвидетельствовали покаянными коленопреклонными молитвами.
Ольга Пономарева.