В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ (1 МАРТА) НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА СВ. РАВНОАП. КН. ВЛАДИМИРА ПРИ МОСКОВСКОМ ПРЕЗИДЕНТСКОМ КАДЕТСКОМ УЧИЛИЩЕ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА, ВОЙСКОВОЙ СВЯЩЕННИК ЦЕНТРАЛЬНОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА ИЕРЕЙ МАРК КРАВЧЕНКО ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ПАТРИАРШЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам сщмч. Ермогена, почивающим в соборе.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), насельник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; протоиерей Андрей Галухин, настоятель храма преподобного Андрея Рублева в Раменках, председатель Попечительской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы; священник Андрей Шумкин, и.о. благочинного Успенского округа, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Щукине г. Москвы; столичное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил хор Новоспасского ставропигиального монастыря (регент С.Б. Попов)

На богослужении присутствовал председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Николая Клементьева, клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыне г. Москвы, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Василий Биксей, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у раки с мощами священномученика Ермогена.

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее воскресенье, последнее перед Великим постом, посвящено событию, которое свершилось в самом начале человеческой истории, когда Адам был изгнан из рая. Это событие в корне изменило течение человеческой жизни. А что же произошло? Адам, призванный жить в раю в общении с Богом, отказался от пребывания с Ним, нарушив одну-единственную заповедь. Не семь, не десять, не сорок, не сто, а лишь одну — заповедь о послушании Богу. Мы знаем, что он нарушил эту заповедь, вкусив плод от запретного древа, и нельзя сказать, что несознательно. Ведь нашел он слова в свое оправдание, когда Бог предъявил ему факт нарушения заповеди, а значит, совершенное Адамом не было совершено по неведению, — он и разумом, и волей участвовал в нарушении Божественной заповеди. Он вкусил от запрещенного древа — древа познания добра и зла.

Не ведал несчастный Адам, что такое зло. Он знал только добро, потому что жил в общении с Богом, и поелику вкусил от этого древа в нарушение заповеди, то и был изгнан из рая в мир. Он не был отдан Богом в руки диавола — он просто был отправлен в мир как бы в научение: ты хотел познать, что такое добро и зло, а раз так, ты это узнаешь, потому что в мире есть и добро, и зло. А для того чтобы не было возврата в рай, поставил Господь у входа в него херувима, дабы Адам оставался там, где есть добро и зло. Так началась драматическая история человеческого рода, исполненного противоречий, конфликтов, трагедий, потому что добро и зло не могли сосуществовать мирно, они вошли в глубочайший конфликт, следствием которого стали войны, насилие и разного рода преступления против человека и окружающего мира.

История об изгнании Адама из рая помогает нам понять, что такое следование воле Божией. Господь не наказывает нас, если мы не следуем Его воле, потому что мы свободны и можем свободно избирать свой жизненный путь, свободно выбирать между добром и злом. Если мы избрали зло, то Бог не наказывает, но Он отдает нас в руки зла, то есть в руки той силы, которой мы невольно послужили, совершая зло в своей жизни. Тогда человек, преданный самому себе, входит в тяжелейшие жизненные обстоятельства. Достаточно упомянуть самые страшные проявления человеческого зла: войны, насилие, нарушение справедливости. По мере развития цивилизации люди стали стремиться к тому, чтобы установить некую справедливость. Появились законы, появились суды, появилась юридически выраженное понимание, что есть добро и что зло, но при всех этих усилиях человеческого рода зло остается в мире, и трагедия присутствия зла в человеческой истории не пресекается — в масштабах планеты, масштабах жизни рода человеческого, любого отдельного народа и каждого из нас.

Почему же мы вспоминаем об изгнании Адама из рая накануне Великого поста? А потому что грех, который и был причиной этого изгнания, грех, который положил границу между человеком и Богом и сделал невозможным присутствие человека вблизи Бога, является некой неотвратимой силой. Грех — не физический катаклизм, который человек не может остановить, подобно землетрясениям, ураганам или наводнениям. Последствия греха человек может, по крайней мере, если не остановить тотально, то ограничить в рамках своей жизни.

Наверное, не могло быть более поучительного библейского повествования в канун Великого поста, чем повествование об изгнании Адама из рая. Перед нами открывается подвиг Четыредесятницы, поприще поста и молитвы, а ведь пост и молитва направлены именно на то, чтобы победить грех в самих себе. Понятно, что победить грех полностью невозможно, но можно максимально поставить под контроль свои мысли, свои чувства, свои отношения с людьми, с окружающим нас миром, чтобы по крайней мере четко фиксировать состояние греха и понимать, что в той или иной жизненной ситуации согрешил лично я. Осознание своего собственного греха — непременное условие его прощения, а поприще поста и молитвы и направлено на то, чтобы через воздержание, молитву и покаяние испросить у Господа прощение наших грехов.

Будем помнить о том, что является условием прощения наших грехов, что является условием благополучного и спасительного прохождения постного поприща. И да поможет нам Господь именно так пройти дни спасительной Четыредесятницы, чтобы подойти ко дню Светлого Христова Воскресения духовно обновленными, более сильными, с ясным пониманием того, что произошло в нашей душе и с чувством искреннего раскаяния пред Богом за все наши большие и малые прегрешения. Аминь.

С началом поприща Святой Четыредесятницы всех вас поздравляю!»

(Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси)

Ссылка на фотогалерею

Комментирование запрещено