24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) выпустило циркулярную директиву «о расказачивании». Это письмо ставило казачество в положение поверженного врага и фактически объявляло его вне закона. Слова Льва Троцкого «казаки – единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно» хорошо известны исследователям темы, казачьему духовенству, знатокам отечественной истории.
Сразу после директивы в «Известиях ВЦИК» была опубликована статья, в которой автор прямо утверждал; «У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма. По своей боевой подготовке казачество не отличалось способностями к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы» и далее «…стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие… Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции…
По самым приблизительным подсчетам, в результате красного террора погибли три миллиона казаков. Отдельные трагические страницы связаны с гибелью казачьих священнослужителей, которым отрубали руки, чтобы перед смертью они не могли помолиться.
В приказе-воззвании в августе 1919 года красный командир дивизии Ф.Миронов писал: «Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество».
В течение последних двух десятилетий, ежегодно, во многих храмах России и в православных храмах за рубежом, 24 января – в День траура собираются потомки казаков, представители различных общественных организаций казачества, священство, обычные православные люди для того, чтобы вместе зажечь свечи и под хоровое пение помолиться об упокоении всех, кто понесли те скорби.
24 января в 11 часов в Донском ставропигиальном мужском монастыре при огромном стечении казаков началась панихида, которую возглавил Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Ему сослужили войсковой священник ВКО «Центральное казачьей войско», иерей Марк Кравченко, братия Донской обители в священном сане.
Совершение поминальной службы сопровождалось пением хора Донского монастыря, в котором участвовал руководитель по взаимодействию с епархиями и органами государственной власти Синодального комитета по взаимодействию с казачеством К.А. Трунов.
За поминальным богослужением молились атаман ВКО «Центральное казачье войско» Иван Кузьмич Миронов, Верховный атаман Общероссийской общественной организации «Союз казаков» Павел Филиппович Задорожный, атаманы и казаки реестровых войсковых казачьих обществ и общественных организаций казачества.
Обращаясь к пастве с архиерейским словом, Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, в частности, сказал: «Сегодня Донской монастырь, на протяжении веков покровительствующий русскому воинству, едва вмещает всех желающих помолиться о жертвах, вспомнить о несправедливо и мучительно погибших в результате тяжкого преступления советского периода. Расказачивание, последующая конфискация продуктов и имущества, насильственное переселение членов казачьих семей в другие районы страны отозвалось слезами, горем, незаживающей моральной болью нашего народа, ну, и конечно, безверием и разобщением русских людей на протяжении почти всего XX века… Миллионы казаков погибли, расселились по всему свету, и те, кто выжил, навсегда сохранил в сердце память о величии казачества, гордился принадлежностью к казачьему роду, искренне надеялся на возвращение времени, когда казачество будет полностью реабилитировано и возродится… Выделяя его выдающиеся боевые качества, жертвенную готовность отдать жизнь за Отечество, твердость в вере Православной и воспитание своих детей в любви к Богу, мы не только воздаем должное высокой нравственности и ответственности казаков, проявленные ими в истории, но и приближаем прошлое ко дню сегодняшнему.
Сегодня славное казачество успешно возрождается и развивается. Конечно, в нашей жизни есть проблемы, трудности, преодоления. Но духовно-нравственная основа казаков, их колоссальный потенциал будет поддержан на государственном уровне и, уверен, на должном уровне с тем, чтобы наша Родина и прекрасный талантливый народ крепли и процветали. Молитва живых за умерших во Христе братьев и сестёр – наш неотъемлемый долг. Святая Церковь считает усопших православных христиан такими же своими членами, как и живых, и признает молитву об усопших как способ общения живых и умерших, как дело любви… Потомкам казаков, дорогим братьям-казакам и господам атаманам желаю Божией помощи!»
Пресс-служба Синодального комитета
по взаимодействию с казачеством