Порой кажется, что для спасения души достаточно знать о том, что есть Господь, сотворивший мир. Но из Священного Писания известно, что и бесы много знают о Боге и боятся Его: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19), но не спасутся этой верой: «Видишь, что и бесы веруют, что есть Бог? И, однако ж, эти верующие, что есть Бог, осуждены в геенну огненную за злые дела свои» (Преп. Симеон Новый Богослов).
Мы нередко слышим подобные фразы: «Зачем ходить в храм, Бог внутри меня», «Я рассказываю свои грехи Богу перед сном, зачем мне священник» или «Я – православный и этим спасусь». Святые отцы говорят, что для спасения недостаточно называть себя православным: «К нашему спасению нужна не одна вера, но и дела» (Преп. Макарий Оптинский). Почему так важно совершать дела веры? Святые отцы учат, что добрые дела, совершаемые по Евангелию служат очищению и изменению души, стяжанию Благодати Святого Духа, уподоблению Богу, в чём и состоит спасение человека. «Добрыми делами, происходящими от чистого сердца и нелицемерной веры, человек уподобляется Богу, как образ прообразу — святой, любящий, истинный, щедрый, милостивый, благой, кроткий, долготерпеливый… И христианин, когда уподобляется Ему добродетелями, свидетельствует об имеющемся в нем образе Божием, в котором и состоит душевная красота и доброта.» (Святитель Тихон Задонский). Святые отцы говорят, что дела веры – это дела исполнения заповедей, дела любви к Богу и ближнему, молитва, пост, бдение, покаяние, сокрушение сердца, воздержание, кротость, милосердие – всё, что помогает стяжать Дух кроток и смирен.
Добрые дела и любовь к ближним учат смирению, ведь часто приходится ради другого человека отказать себе в чем-либо, жертвовать своими интересами. Очень тяжело не просто приходить в храм и стоять на Богослужении, но и за дверьми храма жить по-христиански с Богом, соблюдая заповеди; быть милосердным, кротким и внимательным к нуждам других людей. Но важно, чтоб добрые дела совершались именно от любви к Господу, ведь так много вежливых, милых людей, которые и место уступают в транспорте, и не ругаются ни с кем, в силу своей воспитанности, но не веруют в Бога или хулят Его. Дела, сделанные не ради Бога, не оправдывают человека. «Дела мнимо добрые, по влечению падшего естества, растят в человеке его «я», уничтожают его веру во Христа… Недостаточно быть добрым по естеству: надо быть добрым по Евангелию.» (Св. Игнатий (Брянчанинов))
Как часто мы, спеша, проходим мимо людей, нуждающихся в помощи? Как часто мы проявляем жестокосердие к своим товарищам, родным, ближним; с небрежением выполняем свои обязанности? Как часто, стоя на молитве, разум уносится далеко от Бога? Случается так, что мы делаем не то, что хотим и переступаем заповеди Божьи. Но у нас, у Православных христиан, есть великая надежда — покаяние. «Преступая же заповеди, покаянием опять приобретаем благодать. И все это действуется чрез веру, а без веры и к делам покаяния не приступили бы. Везде вера и дела». (Преп. Макарий Оптинский)
Для того, чтобы творить дела любви, не обязательно совершать великие подвиги, наверное, можно начать с маленькой жертвы и с маленького подвига Христа ради.
27 ноября 2014г., в день празднования Святой Церковью памяти апостола Филиппа и свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского кадеты 3-й роты (10-е классы) Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова совершили свой посильный подвиг – за Божественной Литургией в Князь-Владимирском храме ребята приступили к таинству Покаяния и приобщились Святых Христовых Таин. Молитвенный труд с кадетами разделил начальник курса 3-й роты Вениамин Иванович Уфаркин.
Сразу после отпуста Литургии в храме был совершено чинопоследование верстания в казаки. В ряды станицы «Кузьминки» СКР, действующей на базе корпуса, вступили шесть воспитанников МсККК им.М.А. Шолохова. Текст присяги вместе юными воинами прочел атаман станицы есаул Мелик Самвелович Геворгян. Свое намерение послужить Церкви, Отечеству и казачьему братству ребята засвидетельствовали целованием Креста и Евангелия, а также обещанием помнить Престол Князь-Владимирского храма. Настоятель храма св. равноап. кн. Владимира при МсККК им. М.А. Шолохова, войсковой священник казачьих войск по Центральному федеральному региону иерей Марк Кравченко, окропив святой водой каждого из верставшихся, обратился к собравшимся с назидательным словом, в котором пожелал ребятам суметь сохранить данные перед Святым Алтарем, Крестом и Евангелием обеты. Батюшка вручил юным казакам удостоверения и грамоты и преподал им благословение.
Ольга Пономарева