Присяга. Интервью казакам.

 Какие чувства вызывает у православного священника казачья юная поросль и то, что присягает она сегодня под сенью православия?

Глядя на торжественную Присягу молодых казачат на верность и преданность Отечеству и Церкви, хочется сказать: «Слава Богу, что миновали годы, когда молодежь не имела возможности приходить в храм Божий!» Отрадно видеть подрастающее поколение – фактически наше будущее – в Церкви, а не в каком-либо сомнительном месте.

Когда я сегодня вижу учителей и учащихся в храме, невольно вспоминаются мои школьные «советские» годы, когда дежурившие у храмов в дни церковных праздников учителя не допускали желавших помолиться учеников на Богослужение. Будучи сыном священника, я из опыта жизни знаю о притеснениях и оскорблениях в адрес верующих детей со стороны некоторых воспитателей прошлой эпохи.

 Очень важно, чтобы религиозная свобода ценилась не только детьми, но и взрослыми и правильно воспринималась всеми в практической жизни. К сожалению, мы видим, что она часто подменяется вседозволенностью, делая человека рабом греха и всяких страстей.

Обещания юных казаков верно служить Отечеству и Церкви Православной вселяют надежду на то, что они станут достойными сынами не только земного Отечества, но и Небесного. Сам факт того, что молодежь берет на себя обязательства служить верой и правдой своему народу, является началом возрождения России, которое, несомненно, начинается с возрождения душ человеческих. Не случайно и то, что молодые люди по призванию служат Отечеству именно в рядах казачества, в этом единственном сообществе, где, не стесняясь, исповедуют Православие в нашем секулярном обществе, что само по себе уже является подвигом. Дай Бог, чтобы старшие казаки и казачки помогли подрастающему поколению укрепиться в Духе и Истине, стать достойными наследниками своих славных отцов, дедов и прадедов.

Присяга юных казаков – это начало их трудного и тернистого пути к Богу. Они сознательно встали на этот путь, ибо неравнодушны к своей судьбе и к будущему своего Отечества.

 Современное казачество, как и весь наш народ, воцерковляется и возвращает себе утраченную Веру и традиции. Путь этот долгий трудный, но благодатный и благодарный. Казаки без Веры всегда становились похожи на разбойников, а с Верой – славными сынами Отечества не только земного, но и Небесного, ибо Гражданин Неба всегда будет и достойным гражданином своего земного Отечества. Утверждение этой истины мы находим в словах Спасителя: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, […] наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.» (Лук.12:29,31) Священное Писание ясно свидетельствует нам о приоритетных истинах: «… как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак.2:26)

 Сегодня мы молились перед началом всякого доброго дела, и дело это – защита Отечества и Веры Православной. Казачество искони именует себя православным воинством. Так и сегодня мы приводили к присяге нескольких взрослых казаков, обещавших в храме Божием пред Крестом и Евангелием верно служить Церкви и Отечеству.

 В советские годы воины давали присягу служить Отечеству, как «телу» общества, а казаки присягают на служение Отечеству и Вере Православной в том Духе, который является основой жизни нашего народа. Высокое осознание ответственности за себя и за ближних – главная причина сегодняшнего события.

 В своем слове перед молебном и присягой я приводил противопоставление между гордыней мира и духом смирения. Голливуд навязывает нам, как мы знаем, «супергероев», спасающих мир от различных катастроф, а преподобный Серафим Саровский учил всех стяжать «дух мирен» и утверждал, что вокруг людей с таким Духом » тысячи душ спасутся».[1] Церковь Христова постоянно учит нас, что в борьбе за нравственное возрождение человека начинать надо с себя, со своей семьи, и со всех тех, за кого мы в ответе перед Богом.

2. Какие задачи видите вы как окормляющий священник ЦКВ перед Церковью и пред казачеством во имя укоренения современного казачества на русской земле?

Главная задача священнослужителя – служение Богу и ближнему, т.е. духовное окормление паствы, в котором особенно остро нуждается воинство, в том числе и казачье. Люди, которые в любой момент могут быть призваны положить душу свою «за други своя»(Ин.15:13), должны иметь душу чистой и готовой предстать пред Господом.

Человек, который старается соблюдать заповеди Божии, стремится не нарушить и законы земные. Поэтому задача любого священника, а тем более войскового, окормлять всех казаков, объединенных присягой перед Евангелием и Крестом. В этом направлении я действовал с момента назначения меня войсковым священником Центрального Казачьего Войска митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом, председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством 07.08.2012г. и при последующем утверждении указом Святейшего Патриарха Кирилла от 10.01.2013г. Не всегда эта позиция объединения вокруг Христа была всем понятна, кое-кто рассуждал, иной раз, по-человечески.

На Архиерейском Соборе 2-5 февраля 2013г. Святейший Патриарх Кирилл призвал присутствующих архипастырей «…брать под свое окормление всех принимающих присягу на Кресте и Евангелии казаков без деления их на различные организации.»[2]

19 февраля 2013г. на Совете атаманов войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» я подробно изложил позицию войскового священника по возникавшим ранее вопросам духовного окормления, которые в духе Евангелия, согласно словам Святейшего Патриарха благополучно разрешились, что было одобрено присутствующими атаманами.

Только в единстве сила и это единство дается Богом по Вере для блага Отечества. Желаю братьям казакам возродиться духом и утвердиться в Вере Православной, которая является корнем возрождающегося казачества.

1. Житие прп. Серафима Саровского. Сайт Свято-Серафимо-Саровского мужского монастыря. Сайт: http://www.serafimov-skit.ru/life/ (дата актуализации: 27.02.2012г.)

2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года). Официальный сайт Московского Патриархата.


Информация с сайта: http://www.patriarchia.ru (27.02.2012 г.)

Комментирование запрещено