Рождественские чтения 2014 г.

ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ.

Ваше Высокопреподобие, досточтимые отцы, братия и сестры!

Духовный и нравственный кризис человечества в XX и, особенно, в начале XXI века всем нам стал очевиден с предельной ясностью. Мы с Вами хорошо знаем причины и следствия этого явления – знаем, что воспитанием наших детей и внуков надо заниматься со всей ответственностью.

В начале XX века кризис человеческой совести привел Россию к революции 1917–го года. Церковь Христова, отвергнутая светским обществом, в обращении ко всему православному русскому народу Поместного Собора 1917-1918 годов свидетельствовала: «Братья возлюбленные, услышьте голос Церкви. Родина гибнет. И не какие-либо не зависящие от нас несчастья тому причиною, а бездна нашего духовного падения, то опустошение сердца, о котором говорит пророк Иеремия: «Два зла сотворили люди Мои: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2. 13). Совершаются неслыханные кощунства и святотатства. […] Изо дня в день возрастает дерзость грабителей […] Люди, живущие честным трудом, становятся предметом глумления и хулы. Православные, именем Церкви Христовой, Собор обращается к вам с мольбою: Очнитесь, опомнитесь, встаньте за Россию!».1 Потеря национальной идеи народами России, как смысла жизни, утрата патриотических и моральных ценностей у молодежи – одно из следствий этого кризиса. Теряя жизнь в Духе, мы, неизбежно, потеряем и нравственное начало в наших душах.

Апологеты атеизма все еще твердят нам, что нравственное развитие человека не имеет ничего общего с религиозными убеждениями христианина. Безусловно! Атеистическое учение не имеет ничего общего с Духом, учением о Духе, духовным и нравственным развитием человека.

Надо знать, что вера во Христа — дар Божий. Тот, кто доверяет Богу, от Бога и получает способность жить в Духе Евангельского Откровения. Не только дела, но и мысли такого человека отличаются от психологии мышления мирских людей.

«Вера рождает добрую мысль, — учил преподобный Ефрем Сирин, — а добрая мысль – река воды живой…».1 Заметим, что воспитание молодых людей надо начинать с мыслей, которые и определяют всю духовную деятельность человека. Где у нас эта настоящая школа психологии человеческого духа? В Церкви она есть, но светскую школу отделили от Церкви и, как результат, всеобщая безнравственность до основания разрушает нашу семейную и общественную жизнь.

У нас, естественно, возникает закономерный вопрос: «Кто в нашем Отечестве от имени государства занимается воспитанием молодых людей?». Мы ведь хорошо знаем, в каких семьях у нас рождаются дети, и в каких условиях они постигают «дух и нравы» нашего времени. В нашей школе нет уроков о нравственном и моральном развитии, ибо «либеральная» а, следовательно, и «прогрессивная» общественность, в буквальном смысле, боится учения о Духе и духовном развитии. Скажем откровенно: государство тщательно охраняет школу от Православной Церкви и ее духовного влияния на наших детей. Патриот нашего Отечества Константин Петрович Победоносцев замечательно размышлял о значении воспитания народа в Христовой Церкви: «В народе вся сила государства, и уберечь народ от невежества, от дикости нравов, от разврата, от гибельной заразы нелепых возмутительных учений – можно уберечь только посредством Церкви и школы, связанной с Церковью».2

Небывалый рост числа психических заболеваний в современном секулярном обществе – лучшее свидетельство того, что без Бога и Его помощи жить нельзя. Святитель Иоанн Златоуст замечательно указывал на одну из причин нашей атеистической болезни: «Обремененная грехами совесть, страшась и трепеща пред будущим воздаянием и, не желая находить утешение в перемене к лучшему, старается успокоить себя неверием».1 Некоторые свободолюбивые учителя, окончательно теряя совесть, пытаются найти утешение не только в отрицании Бога, но и в борьбе с Богом. Борьба эта, как показывает жизнь, заканчивается неминуемой борьбой с совестью человека.

Мы хотим в наших школах учить детей жить по Закону Божьему, чтобы наши воспитанники знали, что высшей Истиной в этом мире является человек, и ради человека в этот мир пришел Богочеловек. «Незнающий этой истины, — как учил преподобный Марк Подвижник, — и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру».2

Истина во Христе просвещает человека, предваряет веру и помогает предвосхищать будущее. Великий патриот и сын нашего Отечества И. С. Аксаков, богослов, философ, славянофил по убеждению, прозревал наши времена и нравы, когда писал: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет — уже совлекает — с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином».3 Патологическая тяга многих молодых людей к «образу зверя» стала фактом нашей эпохи. Мы, несомненно, не хотим, чтобы наши юноши и девушки окончательно одичали на праздниках нечистой силы и потеряли человеческую совесть, отмечая хеллоуин как нечто «прогрессивное».

Мы ратуем за такое образование, которое будет противопоставлено культу человеческой плоти и порабощенного ей разума, готового на борьбу с теми, кто по долгу совести следует за Христом. Мы вместе с преподобным Исааком Сирином исповедуем такую веру, которая приводит и приведет нас к высшим знаниям: «как телесные очи видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное».1 В системе нашего воспитания есть особенные учителя – Святые Отцы нашей Церкви. Один из них – Святитель Феофан Затворник – обладал высшим знанием и духовными очами умел взирать на сокровенные судьбы русского народа.

Святитель Феофан, как Учитель Церкви, в 1860 году замечательно ответил своему народу на трагический вопрос: «Зачем приходил Наполеон в Россию?». Цитируем его ответ: «Западом и наказывал и накажет нас Господь […] Завязли в грязи западной по уши и все хорошо […] Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там — впервые — восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но, братья, припомним 12 год. Зачем это приходили французы? […] Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. Тогда покаялась Россия и Бог помиловал ее. Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, голосом Церкви утверждаемое […] Ведайте, что Бог поругаем не бывает».2

Нам же встречаются такие учителя от гордыни человеческой, что ни людей не стыдятся, ни Бога не боятся. При этом утверждают, что одна из величайших трагедий для России – принятие православия, что именно от Церкви идет боязнь Запада, рассмотрение Запада как чего-то опасного и аморального. Невольно возникает вопрос: «Что сказать этим «мудрецам»?» Как можно отвергать очевидную истину уроков истории? Да избавит нас Бог от таких учителей!

Нашим учащимся скажем, что учителя от либеральных партий уроки истории усваивают в духе гордыни и тщеславия, а потому и причины нашествия немцев на Россию пытаются определить лишь на политическом уровне, размышляя только об ошибках Гитлера и Сталина. Подлинная духовная наука, которой владел Святитель Феофан, как мы убедились, указывает на законы правды Божией с особенной ясностью: «…если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления».

История засвидетельствовала, что не опомнились: увлеклись германской философией и снова пришли «учителя наши» не только в 1914-м году, но и в 1941-м. Заметим, многие молодые люди в нашем Отечестве занялись восточными оккультными тайнами и практиками. Неужели дождемся новых «учителей наших»?

Где же наша рассудительность? В нашем светском образовании ее нет. Она погибла в объятиях духа гордыни и тщеславия. Преподобный Ефрем Сирин предупреждал: «Не допускай в себя недуга гордыни, чтоб враг внезапно не похитил у тебя рассудка».1 Только в Церкви Христовой, у кроткого и смиренного Христа можно узнать, что «человек гордый и непокорный, — как учил преподобный Ефрем, — увидит горькие дни; смиренный же и терпеливый возвеселится всегда о Господе».2 Святитель Феофан, как мы указали ранее, свидетельствовал в духе смирения о «горьких днях», когда говорил, что «Западом и наказывал и накажет нас Господь…»

Мы с вами рассуждаем сегодня о духовном воспитании, и давайте, прежде всего, вспомним, что духовная жизнь начинается с жизни в Духе Святом. Святитель Иоанн Златоуст учил, что «никак нельзя видеть неба отверстым без Духа, равно как нельзя без Святого и поклоняемого Духа ни облечься властью учительства, ни проявить силу чудотворения».1 Заметим, что власть учительства дается в Церкви тому человеку, чело которого обращено к Божественному Небу. Занимаясь воспитанием патриотов Неба, мы, непременно, воспитаем и патриотов нашего земного Отечества.

Святитель Иоанн Златоуст учил, что если бы родители занимались воспитанием своих детей, то государству не пришлось бы строить тюрьмы. «Не безрассудно ли учить детей искусствам, — утверждал Святитель, — посылать их для этого в училище, ничего не жалеть для этого, а о воспитании их «в учении и наставлении Господнем» (Еф.6,4) не заботиться? Сами же мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными»2.

Мы же хотим добавить: если бы наши граждане занимались духовным просвещением, они бы не страдали от бессовестной жизни, и свобода от совести не ввергала бы их в рабство безнравственности и вседозволенности.

Всем нашим учителям и наставникам надо помнить, что воспитание и образование юных сердец начинается с ограждения молодежи от различных соблазнов, которые порабощают и душу и тело своей жертвы и убивают волю человека. В наше время эти соблазны искусственно создаются и провозглашаются нормой жизни. В этих условиях юноши и девушки сами обязаны хранить себя от всех искушений.

Ищущим Божественной мудрости, и учащим и учащимся, желаем помощи Божией в хранении совести, как дара Божия. Ведь хорошо известно, что веровать в Бога может только тот человек, который имеет совесть.

Нашим педагогам, родителям и воспитателям хотелось бы привести совет Святителя Феофана Затворника: «Вы своего не оставляйте, чем можете содействуйте тому, чтобы они (дети) не совсем сбились с дороги, а успех все от Господа»1.

Всем труженикам на ниве образования желаем никогда не оставлять благороднейшего занятия — воспитания внутреннего человека, бесценной души человеческой. Успехов Вам в приобщении к духовному наследию русского народа и урокам отечественной истории! Да поможет Бог всем нам сохранить чувство патриотической ответственности пред Богом и людьми за наше дорогое Отечество! Мир Вам и Божие благословение!

1 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994 [репринт с изд.: М., 1918]. Т. 1. Вып. 2. С. 102-103.

1 Сокровищница духовной мудрости. Т. 2. Изд-во Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни., 2003, С. 337

2 Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: «Наука», 1996. С.309

1 Сокровищница духовной мудрости. Т. 2. Изд-во Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни., 2003, С. 346

2 Сокровищница духовной мудрости. Т. 2. Изд-во Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни., 2003, С. 350

3 Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс. Цитируется по: Палицкий А. На запросы духа. Петроград, 1914. С. 7.

1 Сокровищница духовной мудрости. Т. 2. Изд-во Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни., 2003, С. 355

2 Святитель Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Издание Свято-Успенского Псково- Печерского монастыря., 1991. С. 186

1 Сокровищница духовной мудрости. Т. 3. Изд-во Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни., 2004, С. 121

2 Там же.

1 Сокровищница духовной мудрости. Т. 4. Изд-во Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни., 2004, С. 209

2 Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Книга первая. Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 21 (№ 2). СПб., Репринт с издания 1905. С. 185

1 Душеполезные поучения Святителя Феофана Затворника. Изд-во Введенской Оптиной пустыни, 2011 г. С. 198

Комментирование запрещено