«Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было,
нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий
Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской
умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву,
Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих:
и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных
и небесных, с малыми трудами человеческими,
не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»
(Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря)
С 10 по 11 февраля группа прихожан храма св. равноап. кн. Владимира при МПКУ им. М.А. Шолохова в сопровождении настоятеля храма иерея Марка Кравченко совершила двухдневную паломническую поездку в город Нижний Новгород, Арзамас и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Участие в поездке принял клирик храма диакон Александр Шмат.
После прибытия в Нижний Новгород паломники сразу отправились в Благовещенский мужской монастырь, находящийся в непосредственной близости от центра города, на правом берегу Оки, недалеко от ее впадения в Волгу. Это один из древнейших монастырей Нижнего Новгорода, основанный в начале XIII века.
Считается, что он основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским при закладке Нижнего Новгорода.
В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса, был полностью разорен и сожжен языческим князем и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую. После удачного завершения визита в Орду архипастырь выполнил взятый на себя обет по возрождению разоренного монастыря.
После Октябрьского переворота Нижегородский Благовещенский монастырь в 1919 году был закрыт. Постепенно в его стенах обосновались различные гражданские учреждения и организации. В жилых помещениях размещалась школа имени М. Ю. Лермонтова, а также коммунальные квартиры рабочих и служащих.
Возрождение Благовещенского мужского монастыря началось в 1991 году, когда древняя обитель была возвращена Нижегородской епархии. В стенах монастыря возобновилась церковная жизнь, стали совершаться богослужения. 25 сентября 1993 года считается официальной датой открытия монастыря. Восстановление продолжается по сей день.
На территории монастыря расположены три церкви – Успенская, Сергиевская, Андреевская и Благовещенский собор. После поклонения святыням и мощам Божиих угодников паломники отправились в Нижегородский Кремль.
Стоит этот памятник средневековой архитектуры на Дятловых горах. С их вершин отлично видно место слияния Оки и Волги. Наверное, именно этот прекрасный вид привлек князя Юрия Всеволодовича, выбиравшего место для нового города на мордовских землях. Интересно, что Нижегородский кремль три раза «перерождался», история строительства долгая и трудная: сначала его выполнили в дереве, потом в камне и, наконец, отстроили в кирпиче. Деревянный был заложен 1221 г., каменный в 1370 г. (инициатором строительства стал тесть Дмитрия Донского – Нижегородский князь Дмитрий Константинович), а кирпичный начали возводить в 1500 году.
Во время экскурсии паломники посетили Архангельский собор – настоящую драгоценность Кремля, единственный уцелевший из трех соборов и самый древний на всей Нижегородской земле (деревянная церковь здесь была возведена еще по приказу Юрия Всеволодовича, а каменная построена в годы правления первого царя из рода Романовых), именно здесь находится прах Кузьмы Минина.
После осмотра обелиска Минину и Пожарскому, памятника князю Юрию Всеволодовичу и епископу Симону Суздальскому паломники спустились к Нижневолжской набережной, где находится мемориальный комплекс в честь нижегородцев, павших в Великую Отечественную войну.
Далее паломники отправились в одну из древнейших обителей Нижегородской земли – Вознесенский Печерский мужской монастырь, расположенный на крутом правом берегу Волги, в полугоре, примерно в трех километрах от Нижегородского кремля, вниз по течению реки. Древнейший период истории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми в исторической литературе датами основания Печерской обители считают 1328 или 1330 год, однако документальные сведения по этому поводу отсутствуют. Основателем монастыря является святитель Дионисий, о детстве и юности которого известно совсем не много. Он родился около 1300 года в киевских пределах. Мирское имя его, нареченное при крещении, было Давид — так полагают историки, опираясь на данные древнего синодика Нижегородского Печерского монастыря. Обучившись грамоте, с молодых лет Дионисий решил посвятить свою жизнь служению Богу. Опыт монашеского жития он проходил в Киево-Печерской обители, где и был пострижен в монашество и принял священнический сан.
Монах Дионисий, будущий святитель, воспитанный на примере великих подвижников Киево-Печерских — преподобных Антония и Феодосия, решился, вероятно, с несколькими иноками, на дальнее путешествие, чтобы продолжить дело иноческого подвижничества.
Дионисий, получивший благословение духовного отца, отправился в путь, взяв с собою святой образ — список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, явившейся на стене Великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре в 1085 году (по другим источникам, в 1105 году). Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием стал главной святыней не только нового Нижегородского Печерского монастыря, но и на сотни лет — святыней Нижнего Новгорода. Обители же, основанной Дионисием, суждено было сыграть выдающуюся роль в духовной, политической, хозяйственной и культурной жизни Поволжья и всего Русского государства.
Однако в 1597 году (18 июня ст. ст.) весь этот прекрасный архитектурный ансамбль был уничтожен гигантским оползнем. Признаки грядущей катастрофы обнаруживались еще за неделю до страшных событий, когда в монастыре начало «теснить» деревянную мостовую. В горе выше обители стала шириться огромная трещина, длиной почти на версту. Архимандрит Трифон, управлявший тогда монастырем, заблаговременно вывел в безопасное место всю братию, приказав унести с собою иконы, ризы, утварь — всё, что можно было спасти. Когда в обители нельзя уже было оставаться далее, архимандрит взял крест и чудотворный образ Божией Матери Печерской и вышел со священным собором, творя молебное пение.
С плачем, прося милости Божией со слезами и молитвами, монашеская братия видела гибель родной обители. Подточенный родниками кусок горы с треском и грохотом начал оседать вниз, вместе с растущим лесом: «и нача гора осыпатися… и бысть шум и треск велик по лесу, и нападе на людей страх и ужасть велика…» «Заступлением Пресвятыя Богородицы прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку», — повествует «Нижегородский летописец».
От сотрясения колебались и рушились постройки: «в монастыре же означенною от горы оползиною храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания… каменная колокольня с колоколами свалилась на землю и разсыпалась, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю близ окошек олтарных». В одном месте язык оползня вышел в Волгу, образовав огромные волны — «буграми». Суда, стоявшие у берега, оказались отброшенными далеко на сушу. Были разрушены храмы обители, кельи, но никто из людей не пострадал.
Однако величайшее это несчастье имело, Промыслом Божиим, не только разрушительные последствия. При обвале горы, на третий день после катастрофы, обретены были нетленные мощи схимонаха Иоасафа, подвизавшегося в Печерской обители и почившего приблизительно за 30 лет до обрушения горы: «сказывали старые иноки, что жил… великий подвижник по имени Иоасаф, который был по смерти погребен на том месте, где найдены были мощи». «Совершенно сохранились и гроб, и ризы, и тело старца-схимника», — сообщал летописец — очевидно, свидетель этих событий, так как пишет он от первого лица: «По обретении мощей приехал в Печерский монастырь игумен Дудина монастыря Евфимий с братией и мы вместе с ним вынули гроб, осмотрели мощи, осязали их собственными руками и поставили гроб на другое место… и устроили над ним гробницу».
Печерский монастырь, который на первоначальном месте простоял около 270 лет, после катастрофы был возобновлен — на том же правом возвышенном берегу Волги, но выше по течению реки. Новое место, холмистое и неровное, пришлось выравнивать для последующего устроения обители.
Выдающийся монастырский ансамбль был отстроен к середине XVII столетия. Он рассчитан на восприятие как со стороны Волги, так и с горы. С любой из точек обзора Печерская обитель предстает как живописная архитектурная композиция, центром которой является прекрасный пятиглавый Вознесенский собор.
В Вознесенском соборе сохранялась главная святыня Печерской обители — икона Божией Матери Печерская. Пресвятой Богородице, сидящей на престоле с Младенцем на руках, на этом высокочтимом образе предстоят святые Угодники Божии — Антоний и Феодосий, подвижники Киево-Печерские. На свитке, который держит в руках преподобный Антоний, надпись гласит: «Господи, да будет на месте сем благословение Св. Афонской горы». На свитке в руках преподобного Феодосия: «Бог вас, братия, совокупи. Буди благословение на вас от Него».
В ХIХ веке святой образ был украшен чеканною серебряной позолоченной ризою, с накладками из финифти и с различными на них надписями.
Во времена бед и скорбей, как частных, так и общественных, множество народа приходило в Печерскую обитель для моления перед сей иконой Божией Матери. Существовала также традиция брать образ в дома нижегородцев, и многие по вере своей получали от иконы благодать и милость Божию. Начиная с 1857 года, этот образ ежегодно на время проведения Нижегородской ярмарки переносили в специально построенную для него часовню.
После поклонения святыням монастыря, паломники отправились на вечернее богослужение в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, поклонились мощам Преподобного Серафима Саровского и приложились с самой почитаемой иконе обители — Умиление. Перед этим образом Пресвятой Богородицы молился сам Батюшка Серафим. Затем все желающие отправились на Святой источник Преподобного Серафима в с. Цыгановка. Вода в нем обладает чудесными свойствами и известно множества случаев исцеления от различных заболеваний.
На следующий день в Неделю о страшном суде Князь-Владимирские паломники молились за ранней Божественной Литургией в Преображенском соборе монастыря. Духовенству Дивеевской обители сослужили иерей Марк и диакон Александр. После запричастного стиха священник Марк произнес проповедь, в которой предложил богомольцам, размышляя о грядущем страшном суде, вспомнить слова Господа нашего Иисуса Христа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут…» (Лк.12,48) Многие из паломников сподобились причаститься Святых Христовых Таин. По окончании Богослужения Князь-Владимирские богомольцы прошли по Канавке Пресвятой Богородицы с молитвой и благоговением.
Для паломников была проведена увлекательная экскурсия, во время которой они узнали много интересных фактов из истории обители. В середине XVI века в село Дивеево пришла Агафия Семеновна Мельгунова, ставшая основательницей и первоначальницей женской общины при Казанской церкви. Только на двенадцатой начальнице, как и предсказывал преподобный Серафим, устроился здесь монастырь. Сорок с лишним лет руководила Дивеевской обителью игумения Мария (Ушакова), и при ней монастырь стал процветающим, более тысячи сестер собралось здесь; при ней состоялось прославление преподобного Серафима в сонме святых. В 1927 году монастырь был закрыт и разорен. Только через шестьдесят лет началось его возрождение. Летом 1991 года в Дивеево принесли мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они постоянно находятся в Троицком соборе. Паломники узнали о подвигах святых Дивеевских жен преподобных Александры, Марфы, Елены Дивеевских, блаженных Пелагии, Параскевы, Марии Дивеевских и преподобноисповедницы Матроны Дивеевской и поклонились их мощам, пребывающим в Казанском храме обители.
После окончания экскурсии группа направилась в г. Арзамас.
Этот небольшой старинный город расположен в часе езды от Дивеево и известен большим количеством красивейших церквей, соборов и монастырей. После революции 1917 года все они были закрытии и разорены, многие использовались как склады. К сожалению, восстановить удалось лишь малую часть, некоторые святыни были утеряны безвозвратно.
По приезде в город паломники посетили восстанавливающийся Спасо-Препображенский мужской монастырь, основанный в 1556 году. Этот монастырь сыграл значимую роль в становлении и развитии Арзамаса, будучи его жемчужиной. Сохранившийся Спасский собор — первое каменное здание города Арзамаса. Всего в монастыре было три храма: кроме главного — теплого в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя великомученика Георгия Победоносца. В свое время в обители располагалось Духовное правление и духовные училища (приходское и уездное). Закрытие монастыря, находившегося некогда под непосредственной юрисдикцией Московских Патриархов, произошло в 1929 году.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, приписанная к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю и расположенная на площади патриарха Сергия Страгородского поразила паломников своим убранством и фресками, посвященными библейским сюжетам. В церкви есть нижний (зимний) и верхний (летний) храмы. Нижний храм уже восстановлен, а верхнему еще только предстоит вернуть его первоначальный облик.
После экскурсии в монастыре паломники посетили кафедральный собор Воскресения словущего. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Собор не отапливается и в зимний период не действует. На это время в расположенный рядом храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» переносят его главную святыню — чудотворный Животворящий Крест Господень. По преданию, резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII века неким Шаянским. В то время в провинциальном городке жило трое братьев Шаянских. Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, очень благочестив, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой на ярмарки. Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании Литургии, он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими деревьями, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Молодой человек зашел в лодку, чтобы поклониться святыне. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.
Братья с радостью дали нужную сумму. Но, когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько не расспрашивал он владельцев других судов, все отвечали, что ее никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.
Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли — двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но как ни старались — внести святыню не удалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы, младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда, всем стало ясно, что святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием. Животворящий Крест был перенесен в церковь во имя Ильи Пророка, где он и пребывал вплоть до начала XX века.
Далее паломники отправились в Николаевский женский монастырь, находящийся рядом с Воскресенским собором. Монастырь был основан около 1580 г. благочестивым арзамасцем Феофилактом Яковлевым, ставшим священником. При монастыре была богадельня, приют для девочек-сирот, школа для насельниц обители. В начале XX века в монастыре также действовали живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие мастерские. Кроме о. Феофилакта особой известностью пользовался духовник обители священник Авраамий Некрасов, который был лично знаком с преподобным Серафимом Саровским. Закрыт монастырь был в 1929 г. С 1994 г. в нём возрождена монашеская жизнь.
В монастыре хранятся две его главные святыни – чудотворные иконы Богородицы «Достойно есть» (Рубленая или Милующая) и «Избавление от бед страждущих». Истории обретения этих икон удивительны.
11 июля 980 года молодой монах молился в келье на Святой Горе Афон перед образом Божией Матери «Милующая». К нему явился под видом инока Архангел Гавриил и научил новой песни в честь Божией Матери. Икона получила новое название «Достойно есть» по началу песни, преподанной Архангелом, была перенесена в Карею (столицу Афона) в Протатскую церковь и прославилась многими чудесами.
Список с этой чудотворной иконы, в то время еще не известной в России, настоятель Русского Пантелеимонова монастыря архимандрит Герасим прислал через Елабужского купца Кирилла Ивановича Стахеева настоятельнице Арзамасской Алексеевской обители Прасковье Александровне Щетининой. На самой иконе есть об этом надпись: “Пред сею чудотворною иконою св. Архангел Гавриил пел: Достойно есть яко воистину и проч. Она находится на св. горе Афонской в Протатской церкви, в благословение препровождается от Русского Пантелеимонова монастыря, что на св. горе Афонской, Алексеевской Арзамасской Обители 1853 года”.
С приходом Советской власти начался процесс разграбления и разрушения этой обители, пострадала и икона Божией Матери «Достойно есть». Драгоценную ризу сняли, а саму икону разрубили топором. Особенно богоборцы изувечили лик Пресвятой Богородицы.
Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.
В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря.
У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Рубленой».
Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.
Чудесное проявление глаз усилило интерес к иконе. Многие паломники и прихожане прибегают к чудотворной иконе Божией Матери “Достойно есть” и получают исцеления и помощь. Известны случаи исцеления от глазных болезней и головных болей.
В 1997 году в Свято-Николаевский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранятся непригодные для службы иконы. Однажды игуменья монастыря матушка Георгия, разбираясь в запаснике, повелела, эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. Насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божьей и ручку Младенца. В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Божьей Матери и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.
Как-то в Никольский монастырь приехала рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят Ангелы, и предположила, что это лик Божьей матери «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения. И только летом 2001 года очистилась надпись.
Когда число паломников, приходящих к этой иконе стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался – образ пресвятой Богородицы источает само дерево.
Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист. Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих».
После того, как паломники познакомились с историей обители и поклонлись ее святыням они уставшие, но счастливые отправились на трапезу в Спасо-Преображенский мужской монастырь, где им был оказан теплый прием и приготовлен вкусный ужин, после которого настало время отправляться в обратный путь.