Паломничество прихожан Князь-Владимирского храма по святыням Псковской земли.

«В вековой тишине непроходимых лесов,
на ярких коврах заливных лугов,
по берегам быстрых речек, над бескрайними
озерными гладями или просто посреди широких

 полей стоят неповторимые белоснежные
псковские церкви. В какую сторону света
не поедешь по Псковской земле –
везде найдешь старинный монастырь,
церковь на холме, святой родник. Псковщина…
Как ласково и значительно названа эта земля,
на которой складывались основы
русской государственности»

 

С 3 по 6 ноября группа прихожан храма св. равноап. кн. Владимира при МПКУ им. М.А. Шолохова в сопровождении настоятеля храма иерея Марка Кравченко совершила четырехдневную паломническую поездку в город Псков, Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь и в другие святые места Псковской земли. Участие в поездке приняли казаки и атаманы Центрального казачьего войска во главе с товарищем войскового атамана ЦКВ, атаманом Отдельского казачьего общества Московской области казачьим полковником Геннадием Николаевичем Сидориным.

Первым пунктом паломнической поездки стал поселок Пушкинские горы. История этого места восходит к 1569 году. Тогда по указанию царя Ивана IV Грозного псковский воевода Юрий Токмаков основал на Синичьих горах монастырь, который приобрел в дальнейшем роль военного форпоста Русского государства. Синичьи горы были вскоре после основания монастыря переименованы в Святые горы, а монастырь назван Святогорским. Сейчас это местечко еще известно и тем, что в нем находится родовое имение Пушкиных – село Михайловское.

В Успенском соборе Святогорского монастыря паломники поклонились чудотворным иконам Божьей Матери Святогорская «Одигитрия» и «Умиление». Они были явлены чудесным образом. В 1563 году недалеко от речки Луговицы пятнадцатилетнему пастуху юродивому Тимофею однажды вечером в воздухе в чудном сиянии явилась икона Божией Матери «Умиление», находившаяся тогда в Воронической приходской Георгиевской церкви. Глас от иконы возвестил, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. В 1569 году этому же юноше на Синичьей горе явилась на сосне икона Богородицы «Одигитрия». Чудный глас от иконы повелел, чтобы духовенство и народ пришли на Синичью гору с иконой «Умиление». Когда крестный ход, совершённый по повелению Матери Божией, достиг горы и начался молебен, во время чтения Евангелия вдруг воссиял свет, воздух наполнился благоуханием, и все увидели на сосне икону Богородицы «Одигитрия». Обе святые иконы, «Одигитрия» и «Умиление», были поставлены в храме великомученика Георгия. От них начали совершаться чудесные знамения и исцеления, а в 1569 году на Святой горе был основан Святогорский Успенский монастырь.

После посещения монастыря паломники отправились в город Псков в кафедральный Свято-Троицкий собор, где приняли участие во Всенощном бдении и Божественной Литургии в праздник Казанской иконы божией Матери, многие из числа Князь-Владимирских паломников приступили ко Святому Причастию.

После Божественной Литургии паломники посетили территорию Псковского Кремля и Довмонтова городища. История Кремля начинается еще с Х-ХI веков, когда на мысу построили земляные укрепления и деревянную церковь. В те годы здесь стоял православный Троицкий собор и находилась просторная вечевая площадь. В выставочном зале паломники увидели макет ансамбля Псковского Кремля XV века. Перед Персями (мощные оборонительные валы) Псковского Кремля (Крома) раскинулся Довмонтов город. Название Довмонтов город получил по имени литовского князя Довмонта, в крещении Тимофея, правившего в Пскове с 1266 по 1299 года. Он прославился как «муж доблести и чести безупречной, на немец лютый до смерти». При нем Псков стал фактически независимым от Новгорода.

Вскоре после смерти Довмонта началось его почитание как небесного покровителя Пскова, хранящего Псковскую землю от врагов и бедствий. Летописи сохранили немало свидетельств явления Довмонта солдатам и горожанам, сражавшимся с превосходящими в силе врагами. В XVI веке Довмонт-Тимофей был канонизирован Русской Православной Церковью. Мощи святого хранятся в Свято-Троицком соборе Псковского Кремля.

Раскрытые археологами фундаменты старинных храмов, белоснежное здание Приказных палат, мощные Перси Крома на заднем плане создают неповторимое ощущение причастности к древней истории, к которой прикоснулись московские паломники.

Далее группа направилась на родину святой равноапостольной великой княгини Ольги в село Выбуты. Здесь паломники посетили храм святого Ильи Пророка XV века, храм Святителя Николая Чудотворца и поднялись на колокольню, с которой они увидели всю красоту этих мест.

Затем богомольцы отправилась в один из самых красивых монастырей псковской земли Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, где поклонились мощам основателя монастыря прп. Саввы Крыпецкого и недавно обретенным мощам прп. Корнилия.

Преподобный Савва был выходцем из Сербии. Он пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и с Сербским Евангелием в псковские земли и в 1455 году основал монастырь. Среди непроходимых болот примерно в 25 км. от Пскова уединился преподобный Савва и построил хижину на холме рядом с лесным озером. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании. Спустя несколько лет к преподобному Савве стали стекаться люди и просили его учредить обитель. Он получил на то благословение от св. Ефросина, игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Святой горе в трех верстах от Пскова.

В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преподобный Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни. В середине ХVI века в Крыпецком монастыре принял постриг преподобный Никандр пустынножитель, основатель Свято-Благовещенской Никандровой пустыни и известный агиограф, пресвитер Василий-Варлаам.

Во второй половине ХIХ века жил в монастыре подвижник, Христа ради юродивый монах Корнилий, Крыпецкий чудотворец. Старец предвидел разные события, в том числе день своей кончины (23 декабря 1903г.) и, то, что положат его не по чину Православной церкви, а головой на север. «Похоронят меня, вся Россия заплачет», — говорил блаженный Корнилий, — «когда обретут останки и переложат – окончатся бедствия России». Обретение мощей отца Корнилия Крыпецкого произошло 22 июля 1997 года. В 1999 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного Псковской епархии.

После посещения монастыря все желающие окунулись в святом источнике прп. Саввы.

Третий день паломничества начался с раннего подъема в половине шестого утра. Молитвенники спешили посетить службу в одной из самых известных в православной России обителей – Псково-Печерском мужском монастыре. Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн и рядом с Богом-зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1473 году. Вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. Пещеры стали кладбищем для иноков.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны ливонцев. В 1523 году при игумене Дорофее монастырь был укреплён деревянными стенами. Настоящий расцвет обители связан с её игуменом преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он поставил в монастыре трапезную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расширил Успенскую церковь, прокопал далее монастырские пещеры. При нём обитель превратилась в сильную крепость, вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены и построена надвратная церковь во имя Николая Чудотворца. Игумен Корнилий умер в 1570 году, согласно преданию был собственноручно убит у монастырских ворот заподозрившим измену царём Иоанном Грозным. Раскаявшись, царь понёс тело игумена в Успенский храм. С тех пор путь от Николького храма до Успенской церкви называют «Кровавым».

После посещения Божественной Литургии, за которой причастились почти все паломники, они приложились к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы.

Посещение комплекса Богом зданных пещер (ближних и дальних) стало для паломников одним из самых запоминающихся событий. В ближних пещерах находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей прп. Лазаря висят его вериги.

За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и кануном в конце центральной улицы. Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря. Первыми из мирян был государев дьяк Мисюрь Мунехин (1528 год). Рядом с кануном похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков), старец Псково-Печерской обители, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и другие старцы. Общее число захоронений более 10 тыс. человек.

После пещер и трапезы на территории паломнического центра наши прихожане отправились в деревню Изборск. Изборск является одним из древнейших русских городов. В «Повести временных лет» Изборск впервые упоминается под 862 годом. Паломники познакомились с территорией крепости, которая в древние времена выступала оборонительным сооружением от набегов западных неприятелей, поклонились святыням храма свт. Николая Чудотворца XIV в. на ее территории. Посетили Труворово городище, которое занимает треугольный мыс высокого плато — Жеравьей горы над Городищенским озером, откуда открывается захватывающая панорама озера и окрестностей. Это поселение было основано кривичами на рубеже VII и VIII веков. Особенно поразили паломников своей красотой святые источники Двенадцати Апостолов (Соловенские ключи).

Далее группа посетила городище Камно, расположенное к северу от современной деревни Камно на реке Каменка, на полуострове, образованном двумя руслами-истоками реки. Первые письменные упоминания о городище в летописи относятся к 1239 году и связаны со сражением, когда псковичи «крепко избили Литву на Камне». Археологи подтвердили, что люди жили здесь уже в ХI — ХII веках. В 1407 году здесь произошло известное «Каменское побоище» псковичей с ливонскими рыцарями

Паломники посетили Георгиевский храм XV века и могилу протоиерея Валентина Мордасова. Желающие искупались в источнике святого Георгия Победоносца.

Вечером все молились за Всенощным бдением в Спасо-Елеазаровском монастыре, где и расположились на ночлег. После богослужения все желающие посетили экскурсию по монастырю, где узнали историю монастыря, основанного прп. Ефросином в середине XV века, и монастырских чудотворных икон Спаса Елиазаровского и Цареградской иконы Пресвятой Богородицы.

В заключительный день пребывания на Псковской земле Князь-Владимирские прихожане отправились в Свято-Благовещенскую Никандрову пустынь, основанную в 1584 году на месте подвига преподобного Никандра, в крещении Никона (1507—1581), где он провёл в молитве почти полвека. Монастырь расположен в 37 км от города Порхов, на реке Демьянке и в 70 километрах к северо-востоку от Пскова.

На территории монастыря расположены святые источники во имя святых апостолов Петра и Павла, прп. Александра Свирского, прп. Никандра пустынножителя и источник Иконы Казанской Божией Матери. Многие участники поездки окунулись в святых купелях.

После монастырской трапезы паломники снова отправились во Псков и посетили два монастыря: Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский женский монастырь, первое упоминание о котором в Псковских летописях относится к 17 марта 1299 года, и Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь, основанный в XII веке, с территории которого открывается чудесный вид на Псковский Кремль. Паломники познакомились с историей этих обителей, поклонились их святыням и, окинув еще раз взором красоты этих мест с благоговейным умилением отправились в обратную дорогу.

Ссылка на фотогалерею

Комментирование запрещено