Паломничество прихожан князь-Владимирского храма по святым местам Калужской земли.

«В нашем мире, где стенает и мучится вся тварь,

где и мы сами, имея начаток Духа …стенаем,

ожидая усыновления (Рим. 8, 22, 23),

есть уголки, сохраненные Господом,

будто осколки земного рая —

как прообраз, живая икона Царствия Небесного»[1]

 

29-30 июля 2017 года группа прихожан храма св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище им. М.А. Шолохова с благословения настоятеля храма иерея Марка Кравченко совершила двухдневную паломническую поездку по монастырям Калужской земли. Сопровождали группу иерей Виктор Иваник и диакон Александр Шмат.

Началось путешествие с посещения Свято-Пафнутьево Боровского монастыря. На обзорной экскурсии, паломники узнали удивительную историю основания обители, когда преподобный Пафнутий, покинув монастырь Покрова в 1440 году, в котором он прослужил настоятелем 30 лет, в сопровождении ученика отправился искать уединения. Вслед за ним потянулась вереница верных последователей, желающих разделить со старцем его участь. Потихоньку к 1444 году отшельническая пустынь преобразовалась в мужскую обитель, известную теперь как Пафнутьев монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.

Из рассказа одного из насельников обители, который проводил экскурсию, паломники узнали о кровопролитной обороне монастыря от войск Лжедмитрия второго и героической смерти князя Михаила Волконского, возглавлявшего оборону. Согласно преданию во время осады монастыря монахи достали мощи преподобного Пафнутия из раки и спрятали их. С тех пор местонахождение мощей неизвестно. В 1812 году монастырь пережил трехкратные набеги армии Наполеона. Еще более трагичной оказалась судьба монастыря в XXв. – братия была изгнана из родных стен, обитель была объявлена национальным памятником. Позднее обитель была превращена в исправительно-трудовую колонию. Затем ее обустроили для школы механизации, в которой обучали сельскому хозяйству. Монастырский некрополь был снесен, а на его месте в 1935 году возвели учебный корпус школы. В 1991 г Боровский мужской монастырь был возвращен Православной Церкви и обрел былой статус. Церкви были повторно освящены, в них снова появились священники и прихожане, возобновилось служение.

По окончании экскурсии все желающие поднялись на монастырскую колокольню, с которой открывается красивый вид на монастырь и его окрестности.

Паломническая программа продолжилась посещением источников близ Храма Николая Чудотворца в Русиново. Всего в Долине источников в Русиново, находящейся у подножия церкви, более двадцати ключей. Из них уже четыре расчищены и облагорожены – в честь Святой Троицы, Казанской иконы Божией Матери, святителя Николая, Петра и Февронии Муромских – над каждым источником возведена купель.

Следующим пунктом поездки был Введенский Ставропигиальный мужской монастырь более известный как Оптина пустынь. Точная дата основания монастыря не известна, но уже много веков он является «наиболее жаркой свечой, возжжённой русскими людьми пред Богом, наиболее ярким светильником Православной Руси»[2]

Вечером вся группа прихожан приняла участие в монастырском Всенощном бдении в Казанском соборе Монастыря.

После вечернего богослужения многие молитвенники окунулись в святом источнике прп. Пафнутия Боровского, который расположен рядом с монастырем на берегу реки Жиздра.

Воскресное утро началось с посещения Божественной Литургии в храме прп. Марии Египетской.

После богослужения богомольцев ожидала обзорная экскурсия по монастырю, с посещением Введенского собора, Владимирского храма, где все смогли приложиться к мощам преподобных Оптинских старцев. Паломники побывали в Преображенском храме, где находятся мощи священноисповедника Рафаила (Шейченко), пострадавшего в советские годы гонений, и поклонились могилам убиенных на Пасху 18 апреля 1993 года оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, расположенным в часовне в честь Воскресения Христова.

В самом сердце обители, у святых врат Иоанно-Предтеченского скита находится колодец старца Амвросия, куда группа отправилась после экскурсии набрать целебной воды. По преданию сам святой отец Амвросий указал место для колодца и благословил его сооружение.

Завершающей частью паломнической поездки стало посещение Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино, основанной великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой), назначенной впоследствии первой настоятельницей обители

С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель.

Много интересного из истории монастыря узнали наши паломники на экскурсии, которая закончилась монастырской трапезой и посещением святых Шамординских источников.

 

[1] Из статьи «Благословенная Оптина», размещенной на официальном сайте обители: http://www.optina.ru/history/optina/

[2] Из статьи «Благословенная Оптина», размещенной на официальном сайте обители: http://www.optina.ru/history/optina/

Ссылка на фотогалерею

Комментирование запрещено