Войсковой священник Центрального казачьего войска, настоятель храма св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации иерей Марк Кравченко принял участие в поминовении в Донском монастыре жертв политики расказачивания

главная24 января 2016 года в Москве в Донском ставропигиальном мужском монастыре при большом стечении священнослужителей и казаков состоялась заупокойная панихида по казакам – жертвам трагического решения Советской власти о начале политики расказачивания.

Великая драма всего народа после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных сословий, социальных слоев, групп, народностей. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий известных нам как «расказачивание».

Началось мероприятие с возложения венка к мемориалу жертв репрессий, после чего организованно колонна казаков направилась в храм.

Перед началом богослужения митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством обратился к пастве с архиерейским словом.

«…Каждый год 24 января в этом величественном храме и в других храмах Русской Православной Церкви собираются православные люди, чтобы вспомнить убиенных атаманов, казаков, членов их семей, священнослужителей, погибших от рук поборников безбожной власти, от рук нечестивцев в страшные годы начала ХХ столетия. Манящие идеи свободы, равенства, братства, пришедшие в Россию еще со времен Французской революции, пленили и одурманили умы простых людей. Революционеры внушали, что можно отказаться от Бога, от повиновения Церкви и священнослужителям, что можно грабить и убивать своих собратьев… И устроится жизнь, вернее, даже рай на Земле, все будет прекрасно и замечательно. Листовки, газеты, призыв «землю – крестьянам», вся эта довольно умелая большевистская пропаганда все больше и больше поражала русский народ. Итогом мировоззренческих соблазнов, обещаний, словесной мишуры стали моральное разложение русской армии в Первой мировой войне, предательство, отказ от престола помазанника Божиего, императора Николая II, разрушение государства Российского…

Во время революции происходит какое-то страшное умопомрачение, когда вроде бы даже нормальные люди, которых до этого не затронула большевистская зараза, ждали перемен и оказались снесены их сильнейшим ветром. Отец поднимался на сына, сын поднимал руку на отца, все мы пережили это горе убийства своих своими же руками и помним о крови миллионов русских людей.

Известно, директива большевиков от 24 января 1919 года заложила фундамент к уничтожению казачества. И вдвойне пролилась кровь, когда казак поднялся на казака. После страшных лет гражданской войны многие представители казачества эмигрировали за границу. Они уцелели, но их потомки со слезами на глазах временами смотрят фотографии своих старших родственников и вспоминают события тех лет, уничтожившие веками оберегаемый уклад русской православной, казачьей жизни. После 1917 года казаки и священнослужители практически оказались вне закона. Ни форму надеть, ни помолиться в Божием храме, многие из которых большевики разрушили, ни дитя собственное нельзя было окрестить, ни назваться «казаком»…

Сегодня, дорогие мои, мы строим новую Россию. Мы свободно созидаем все то, что было когда-то порушено: восстанавливаем и строим храмы, монастыри, возрождается славное казачество. Пришедшие сегодня в Донской монастырь атаманы и казаки, которые с начала 90-х годов XX века, по сути, заново начали прививать и устанавливать весь казачий уклад, культурно-исторические традиции казачества, знают, как это тяжело. Враг рода человеческого не дает все правильно поставить на место. Есть разного рода нестроения, выяснения между казаками, другие препятствия, которые мешают. Однако есть самое главное. Есть Церковь. Тяжело на душе – придите в Божий храм к священнику, приступите к исповеди, причаститесь Святых Христовых Таин, и начнет собственная жизнь налаживаться. Тяжело в обществе – казакам всем на службу: «Батюшка, служи молебен»… Казаки делают добрые дела, благоустраивают храмы, помогают в воспитании кадетов-казаков, стараются поддержать обездоленных. И глядишь, в обществе начинается устанавливаться мир и порядок.

Я уверен, что труды людей, которые по чести, по совести хотят стране и, в частности, казачеству добра, принесут всему народу радость и благо. Это непростой труд, недоброжелатели мешали и будут нам мешать. Но самый страшный наш враг — безразличное отношение к вере, злоба между собой, разлад в семьях. С Божией помощью, с ежедневной молитвой у нас есть возможность все поправить, все изменить. Господь способен весь мир изменить ради Спасения человека, который обращается к Нему за помощью. Мы видим Его заботу, в том числе в последние два с лишним десятилетия.

Как бы ни грешили обманутые русские люди, сколько бы зла, уверовавшие в идеи коммунизма ни принесли в мир, продвигая насилием безумные представления, однако, за молитвы, подвиги и смерть подвижников благочестия, а также за покаяние, которое в нас, потомках тех времен, порой прорывается, Господь дарует надежды на положительные перемены. И эти перемены мы наблюдаем. Россия потихоньку поднимается. Какие будут времена впереди? Может быть, времена более страшные, может быть, придется взять в руки оружие. Но только в Божием храме с молитвой мы сможем все превозмочь, отвести угрозу, понять, как правильно созидать свою дорогу в жизни, мир в нашем обществе, как развивать казачество.

Помолимся о упокоении священнослужителей, атаманов, казаков, всех тех, кто положили души свои за веру Православную, за Отечество, за святые традиции, от которых они и перед смертью не отказались. Помолимся об усопших», — призвал митрополит Кирилл.

Панихиду возглавил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин. Ему сослужили: войсковой священник ВКО «Центральное казачье войско», настоятель храма св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации иерей Марк Кравченко, председатель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством Московской (областной) епархии протоиерей Марк Ермолаев, а также духовники казачьих обществ Московской области.

За богослужением молились председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, Верховный атаман Общероссийской общественной организации «Союз казаков» Павел Филиппович Задорожный, атаман Московского окружного казачьего общества атаман Андрей Евгеньевич Шустров, атаман отдельского казачьего общества Московской области Геннадий Николаевич Сидорин, сотрудники Синодального комитета, а также представители Центрального казачьего войска, Союза казаков России, Союза казаков-воинов России и Зарубежья, журналисты-казаки и прихожане.

За богослужением был помянут сотрудник Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, выпускник Московской Духовной семинарии, чтец Русской Православной Церкви Роман Багрецов, трагически погибший 26 января 2011 года, в канун праздника Крещения Господня 5 лет назад.

Пел хор Донского ставропигиального мужского монастыря.

По завершении поминального богослужения митрополит Кирилл поблагодарил служащее духовенство и казачьих духовников за неустанную заботу о духовном здравии честного казачества, а также пригласил духовенство, атаманов казачьих обществ и казаков к участию в мероприятиях казачьего направления Международных Рождественских образовательных чтений, которые состоятся 26-27 января в правительстве Москвы и в МГУТУ им. К.Г.Разумовского.

Справка:

Ежегодно в Донском ставропигиальном мужском монастыре – духовном центре российского казачества, а также во многих храмах России проходит заупокойная панихида по безвинно убиенным казакам, погибшим в годы массовых репрессий казачества, приуроченной к скорбной дате 24 января 1919 года.

Принятое 24 января 1919 г. постановление Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. Подхватившие эту директиву руководители были готовы идти еще дальше — через отмену лампас и упразднение станиц вплоть до самых крайних мер. Действие рождало противодействие, вылившееся в мощное Вёшенское выступление казаков на Верхнем Дону в поддержку Белого движения. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России.

…26 марта 2014 года в Москве в здании Российского Государственного архива социально-политической истории состоялась научная конференция «Судьба русского казачества в ХХ веке. К 95-летию начала расказачивания». Это было первое крупное научное мероприятие, посвященное рассмотрению вопросов политики расказачивания.

Участники конференции, организованной Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством и РГАСПИ, призвали научное и экспертное сообщество кропотливо и последовательно изучать причины, которые способствовали в начале ХХ века разрушению государственности и разгрому казачества как уникального института русской цивилизации.

По материалам пресс-службы Синодального комитета
по взаимодействию с казачеством
и официального сайта Московского окружного
казачьего общества ЦКВ

Комментирование запрещено