24 января 2014 г. в Большом соборе Донского мужского монастыря была совершена Панихида по жертвам казачьего геноцида в советские годы.

24 января – скорбная дата для всего казачества. 95 лет назад в этот день была принята директива ЦК РКП (б) (от 24.01.1919г.), положившая начало многолетнему широкомасштабному террору против казаков. Инициаторами террора были лидеры первой волны советской власти власти Яков Свердлов, Лев Троцкий, Серго Орджоникидзе и другие, подписал директиву Свердлов. Эта дата считается днём памяти жертв геноцида против казачьего народа.

Казаки в этот день собираются в храмах на поминальные службы по своим дедам и прадедам, бабушкам и прабабушкам, погибшим в жестокие годы лихолетья. Советом казачьих общин Москвы и Московской области по согласованию с Синодальным комитетом РПЦ по взаимодействию с казачеством и с наместником Донского монастыря, игуменом Парамоном было принято решение о совершении в этот день в Большом соборе Донского монастыря поминовения убиенных в советские годы казаков и членов их семей. Панихиду совершил войсковой священник Центрального казачьего войска, настоятель храма св. равноап. вел. кн. Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова иерей Марк Кравченко.

Перед началом Панихиды отец Марк обратился с проповедью к собравшимся казакам реестровых и нереестровых обществ: «Вспоминая сегодня одну из трагических для русского казачества и всего русского народа страниц истории нашего Отечества – зверское и беспощадное истребление казачества со стороны власти в советские годы, постараемся осознать причины и промыслительность этого горького урока. Святитель Феофан Затворник в 1860 году замечательно ответил русскому народу на трагический вопрос: «Зачем приходил Наполеон в Россию?». Цитируем его ответ: «Западом и наказывал и накажет нас Господь […] Завязли в грязи западной по уши и все хорошо […] Нас увлекает просвещенная Европа! Да, там — впервые — восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие. И оттуда уже перешли они к нам и переходят. Дохнувши этим чадом адским, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но, братья, припомним 12 год. Зачем это приходили французы? […] Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли дотоле. Тогда покаялась Россия и Бог помиловал ее. Но вот, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, голосом Церкви утверждаемое […] Ведайте, что Бог поругаем не бывает».[1] История засвидетельствовала, что мы не опомнились: за утрату веры и нестяжание любви к Богу и ближнему, отсутствие покаяния и недовольство всем и вся: царем, священнослужителями, атаманами, друг другом весь русский народ и казаки, в том числе, получили жесточайших правителей; увлеклись германской философией и снова пришли «учителя наши» не только в 1914-м году, но и в 1941-м. В наступившем 2014г. исполняется ровно 100 лет с начала Первой мировой войны, неужели не прислушаемся мы к изреченному святителем Феофаном закону правды Божией, неужели?! По мысли святых отцов причиной смерти является грех, поэтому, чтобы противостоять губительным процессам в нашем Отечестве и в казачьей среде, каждый казак призван потрудиться ради стяжания Царствия Небесного и как добрый воин Христов дать отпор врагу рода человеческого на поле брани духовной. […] Человек, который хочет стать подлинным патриотом Отечества земного, должен через следование за Христом и жизнь по заповедям Божиим соделаться достойным гражданином Отечества Небесного.» Призывая казаков к совместной молитве, отец Марк сказал: «Помолимся, братие, о упокоении душ убиенных собратий наших и о даровании нам мудрости духовной для уразумения уроков истории, дабы не повторять нам горьких ошибок прошлого, и избежать несчастий нынешнего времени!»


[1] Святитель Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Издание Свято-Успенского Псково- Печерского монастыря., 1991. С. 186

Комментирование запрещено